В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы строил свою работу, исходя из  целевой установки, содержащейся в требованиях инициативы «Новая школа», а именно:

  • Современная школа не должная быть ветхой;
  • Современная школа – целевая площадка инновационного пространства;
  • Предпринимательская деятельность - пример воспитания практического мировоззрения по отношению к жизненным ситуациям.

Реализация данных требований осуществлялась через выстраивание целостной образовательной модели школы, направленной на непрерывность образования, обогащения его новым содержанием, самореализацию личности. Именно такая модель легла в основу реализации образовательных задач, поставленных на начало учебного года:

-          Обеспечение оптимальных условий по формированию здорового образа жизни;

-          Организация школьной подготовки, сети дополнительных образовательных услуг, расширение возможностей профессиональной подготовки, выработка навыков предпринимательства в условиях современного социального заказа;

-          Усиление влияния школы на социализацию личности, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии;

-          Создание адаптивной образовательной среды, способствующей выработке у учащихся гражданской позиции, формирование идейно-моральных качеств, стремление к сохранению своего здоровья;

-          Активизация сотрудничества ОУ с социумом в рамках Года Родительского всеобуча.

На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы, в содержании которых были введены следующие приоритетные направления и проекты:

  • «Образование и здоровье»;
  • «С верой в будущее»;
  • «Равняемся не Героя»;
  • «Выпускник»;
  • «Ступени»;
  • «Отчий дом».

Время выдвигает возрастающие требования к качеству персонала; для школы – это педагог. Конкурентно способными становятся высококвалифицированные педагоги, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и на эффективную творческую деятельность. Кадровый потенциал ОУ представлен:

  • Классными руководителями (из 18-ти – с высшей квалификационной категорией – 12 человек (67%), 6  с I-ой (33%), воспитателем ГПД – I квалификационной категории;
  • 13 педагогами дополнительного образования (в прошлом году было 16): из них работающих от ОУ - 5 чел (направления: спортивное – 3 чел., работа с молодёжью – 1 чел., патриотическое – 1 чел.), от Центра детского творчества – 5 педагогов,  от ЦДОД – 1 педагог, 3-й год на базе ОУ функционировал 2 выездных класса от ДМШ и ДХШ, представленные 2-мя педагогами. Из 13 педагогов – 2 учителя (Соломина Л. А. и Медведева С. Н.) совмещали свою работу в двух образовательных учреждениях.  Все это наглядно свидетельствует о достаточно высоком уровне кадрового потенциала, что имеет положительный эффект в организации и реализации воспитательной деятельности.

За годы работы в школе сформирована определенная структурированная система воспитательного взаимодействия, начало которому положено в исследовании детского социума и планировании школьной жизни.

Социальный паспорт учреждения представлен следующими данными.  В учебном году в школе обучалось 331 учащийся, что на 17 учеников меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, из них 19 проживают на территории с. Байка и 5 человек на территории с. Салтыково, что не может не влиять на занятость подростков во внеурочное время и участие детей в общественной жизни школы.

¨      Многодетных 25 семей, в них детей – 34 (что составляет 10,3% от общего количества детей, что на 2,3% меньше уровня прошлого года);

¨      Неполных – 76 семей, в них учащихся – 88, это составляет 27%  и соответствует уровню прошлого года;

¨      Социально-неполных – 54 семьи.  Именно в этих семьях мы наблюдаем проблему формирования полноценных семейных отношений;

¨      Опекаемых – 9 семей, в них воспитываются 12 чел., среди них: сироты– 3 чел. – (Чичкина Кр.– 7а кл., Катков И. – 4-б, Лысов Ал. – 6 кл.); недееспособны - 1 (Куфтырёв Мак. – 7-а кл.); лишены родительских прав – 8; семья Исаевых считается приемной, и в ней проживают 1 ребёнок 9-б класса. Таким образом, интересы 12 учащихся представляют люди, заменяющие кровных родителей;

¨      Неблагополучных семей – 22 (на 4 семьи больше прошлогодних данных), в них проживают 30 детей, из них: на учете по программе ДЕСОП в органах опеки состоят 6 семей, на учете ПДН – 8 подростков (к сожалению, это соответствует данным прошлого года) - это Исаева Елена - 9-б, Громова Елена – 9-а, Пестов Николай,  Скорляков Роман – 11-б, Заломов Иван, Дементьева Кристина – 8-а, Сердюкова Юлия – 7-а, Мягкова Надя – 8-б. На внутришкольном учете состоят 19 учащихся (роста не произошло), это составляет 5,7% от общего числа школьников. Обращает на себя внимание и тот факт, что общее число обучающихся, состоящих на различных учетах (ПДН, ВШУ, ДЕСОП) составляет 37 чел. – 11%, и это означает, что каждый 10-й ученик школы имеет определенные отклонения от общепринятых стандартных представлений социального благополучия.

Суммируя все вышеперечисленные показатели, мы отмечаем, что в микрорайоне наблюдается высокий уровень социальной напряженности, имеется дефицит внутрисемейного общения, сдвинуты социальные ориентиры.

Значительное место в становлении личности ребёнка занимает его здоровье. Согласно результатам медицинского осмотра выявлен уровень заболеваемости учащихся 1-11 классов, который составил около 68%, что на 1% ниже уровня прошлого года.

 Таким образом, абсолютно здоровых детей – 32%, что соответствует в количественном выражении 106 учащимся. По возрастным группам данный показатель имеет следующим значения:

             2011-2012 уч. год                                                             2010-2011 уч. год

1-4 кл.          36%                                                                                   33%

5-9 кл.          29%                                                                                   33%

10-11 кл.      30%                                                                                   27%

 

 Уровень  отклонений в здоровье в каждом классе следующий:

2011 – 2012 уч. год                                                               2010-2011 уч. год

1-а кл.         50%                                                                              ---

1-б кл.         50%                                                                              ---

2 кл.            52%                                                                               ---

3 кл.            65%                                                                               72%

4-а кл.          83%                                                                              69%

4-б кл.          83%                                                                              88%

5-а кл.         75%                                                                                ---

5-б кл.         87%                                                                                ---

6 кл.            74%

7-а кл.         87%                                                                                74%

7-б кл.         53%                                                                                56%

8-а кл.         58%                                                                                 50%

8-б кл.         72%                                                                                60%

9-а кл.         94%                                                                                 75%

9-б кл.         67%                                                                                 62%

10 кл           75%                                                                                 70%        

11-а кл.       79%                                                                                 75%

11-б кл.        59%                                                                                58%

(сравнительный анализ по ряду классов не представляется возможным из-за деления классов)

Согласно вышеуказанным данным  по-прежнему наблюдается высокий уровень заболеваемости.

Среди заболеваний выделяются:

Дислалия, кариес как доминирующие; 

НО, сколиоз – 29 чел. (8%)

Миопия, астигматизм – 32 чел. (10%), причем «слепые» в основном учащиеся средних и старших классов

ВСД – 11 чел. (более 3%), соответствует уровню 2009-2010 уч. года и сокращение по сравнению с прошлым годом на 50%.

Высокие показатели по болезням сердца, желудка, почек. Значительно выделяется такое социальное явление как  ожирение и семейный туб. контакт.

 

Достаточно сложная обстановка остается  с детьми, составляющих определенные группы на занятиях  физической культуры. На 2011-2012 учебный год детей подготовительной группы составило 30 чел. и соответствует уровню в 2009-2010 учебного года (32 чел.) и значительно меньше результатов 2010-2011 уч.года (56). Детей спецгруппы 8 человек, также уровень 2009-2010 – 10 и значительно меньше уровня прошлого года (20 чел.). Однако и такие результаты характеризуют высокий уровень напряженности состояния здоровья детей. Таким образом, приоритетная задача на следующий год:

- выстраивание сбалансированной работы на уроках ФЗК,

- тесное сотрудничество с Реабилитационным центром,

- усиление тематического контроля,

- информирование родителей по вопросам здоровьесбережения,

- неукоснительное соблюдение режимных моментов во время урока.

Особое внимание будет уделено программам и тематическому планированию с детьми, составляющими  особые группы здоровья как в урочной деятельности, так и во внеурочные занятия.

Все это является составляющими компонентами программы «Образование здоровье».

Но нельзя и не учитывать уже наработанный опыт:

-          Ежедневные утренние зарядки, в целях поддержания интереса к данному виду деятельности у ученика нам стоит провести рокировку в сторону вариативности данной формы работы с детьми, о чем неоднократно звучало на различных совещаниях (положительным примером является акция «Массовая зарядка: сделай первый шаг»).

-          Организация горячего питания школьников. Столовая работает стабильно, улучшились показатели в охвате детей горячим питанием. Качество питания соответствует требованиям СанПина, в рацион введены фрукты, десерт, мучные изделия. Положительной составляющей в программе «Образование и здоровье» мы считаем бесплатное получение кисло-молочной продукции учащимися 1-4 классов, причем дети имеют право выбора на сооветствующую продукцию. Это позволяет укрепить детский организм дополнительными питательными веществами. Введены уроки этикета и культуры в школьной столовой.  Однако на повестке дня появились новые вопросы: 1)работа классных руководителей с соответствующей  документаций в части качественного  ведения табеля, 2) регулярность питания каждого ребёнка.

-          Организация  спортивно-массовой работы, которая решает вопросы не только занятости учащихся, но и вопросы, связанные с укреплением здоровья учащихся.

Учитывая вышесказанное, предлагаю:

  •   Среди приоритетных направлений на 2012-2013 учебный год оставить деятельность по программе «Образование и здоровье»
  •   Продолжить работу МО классных руководителей в направлении здоровьесбережения и снижению стрессовой напряженности в классных коллективах.
  •  Усилить работу по охвату детей горячим питанием;
  • Улучшить работу по взаимодействию с учреждениями медицинского профиля и учреждений социальной направленности (ЦСОН).

Работая над реализацией задачи «Обеспечение оптимальных условий для развития, выявление и раскрытие индивидуальных способностей детей» в школе созданы определенные условия для функционирования образовательных программ и направлений:

-          Проект «Ступени». В целях подведения промежуточного итога по адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 кл., знакомства родителей с программой деятельности традиционно организуются дни открытых дверей для родителей. В программу включаются:

-          уроки;

-          внеклассные мероприятия;

-          факультативные занятия;

-          родительские собрания;

-          анкетирование родителей

В прошедшем году уроки представляли учителя:

математика – Кочетова Н. И. и Пузрякова О. В.,

классные часы – Самородова Н. Б и Жукова Н. В., - 5-е кл.

уроки и внеклассные мероприятия в 1-х классах - Гладковой Т. В. и Комаровой Г. П. и внеклассное мероприятие «Посвящение в старшеклассники» для учащихся 10-кл.

Во время таких мероприятий реализуются следующие задачи:

- подведение итогов адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения;

- формирование у подростков социально значимых приоритетов, приобщение к общественной жизни школы и класса;

- сплочение классных коллективов, развитие индивидуальных способностей учащихся;

- укрепление связи «Семья-школа».

Представленные формы работы выстроены на личностном участии каждого школьника, что соответствует принципам личностного ориентирования и современным реалиям.

    К сожалению, результаты адаптации учащихся 5-х классов не были озвучены на специальном совещании, как это делается традиционно, и это является определенной недоработкой внутри педагогического коллектива, что необходимо учесть в будущем.

В рамках проекта «Школьная жизнь» особое значение придается организации тематических дней. Именно здесь происходит погружение в указанную тему более детально, целенаправленно, углубленно. Это способствует улучшению восприятия, запоминания, анализа, а также получения более высокой результативности. Тематика дней за истекший период была представлена следующая:

  • День Знаний - 1 сентября;
  • Тесты Губернатора-сентябрь, май;
  • День Народного единства - ноябрь;
  • Школьная ярмарка – ноябрь;
  • День Героев Отечества – декабрь;
  • День Подростка – сентябрь, декабрь, март, май;
  • Дети улицы – 2012 – январь
  • Месячник по военно-патриотическому воспитанию – ноябрь, февраль, май, июнь
  • Масленица - март;
  • Неделя предпринимательства – ноябрь, январь, апрель;
  • День выпускника – май, июнь

Данные формы предполагают высокую степень участия детского самоуправления в школьной жизни, что немаловажно для активизации инициативы учащихся, развитию их творчества и способностей. Стремление к самостоятельности и самоутверждению начинается с раннего возраста. Самоутверждение личности – процесс непрерывный и необходимый. Огромным полем для социализации личности является, в том числе, и  самоуправление. Школьный актив в истекший период, под руководством Медведевой С. Н., не стоял в стороне, а нарабатывал свой опыт и традиции. Организовывались выпуски школьных листовок, анализировалось состояние классных уголков (причем постоянно со стороны активистов имелись претензии к содержанию некоторых стендов), проведены на достаточно высоком уровне внеклассные мероприятия «Масленица», «Тропа к генералу», дети под её руководством принимали участие в районных мероприятиях, посвященных 90-летию Пионерии, в том числе с призовыми местами. Учитывая замечания прошлого года, Медведева С. Н. активизировала деятельность по участию в районных вокальных конкурсах. И если 2010-2011 учебном году имелось только одно призовое место (2-е)  Братусь А. – 4 кл. на конкурсе «Созвездие талантов», то в 2011-2012 уч. году призовых мест значительно стало больше. Апогеем данной работы стало 1 место в районном конкурсе хоровых коллективов в рамках проекта «Поющий край». Работая в этом проекте 1-й год, школа благодаря данному руководителю, имела наивысший результат и представляла район на зональном конкурсе в п. Колышлей.

Под патронажем школьного самоуправления довольно позитивно и продуктивно развивалось волонтерское движение. Была оказана помощь жителям с. Пригородное, находящимся в престарелом возрасте. Все это дает определенный результат на формирование правильных социальных ориентиров.

Особое значение на современном этапе придается участию детей в проектной деятельности. Прошедший учебный год предоставил такую возможность. В школе был дан старт ряду федеральных, региональных, областных, школьных и классных проектов:

-          И это прежде всего федеральный проект одаренных детей, в котором приняла участие Соломина Ж, 8-б с учителем Соломиной Л. А.;

-          Областной проект «Успешная семья», по итогам которого семья Храмовых лидировала на протяжении районного и зонального этапов конкурса и достойно представила район на областном этапе;

-          апробацию проходит проект «Шахматы», по итогам года имеются определенные результаты, приняли участие в районных соревнованиях;

-          как уже было сказано хороший результат (1 место) получен по итогам реализации регионального проекта «Поющий край»;

-          Областной проект «Здоровью – да! Курению – нет!» нашло выражение в формальном участии учащихся 7-а класса, т. к. проект не был до конца оформлен и отправлен для подведения итогов;

-          Значительно была снижена работа по региональному проекту «Танцующая школа», не подведены итоги;

-          5-б класс, который по итогам мониторинга «Тесты Губернатора» занял 1 место,  не принял участие в областном конкурсе «Самый спортивный класс», который позволил бы улучшить спортивную материальную базу учреждения. Произошло затягивание времени для участия других классных коллективов.

-          Участвуя традиционно в районном конкурсе социальных проектов, наша школа представила проект «За чистое слово», 7-б кл. под руководством Голтаевой Н. В.. который получил 3-е место.

-          Поддерживая областной социальный марафон «От сердца к сердцу – добрые дела» (ноябрь), учреждение приняло участие во всех инновационных площадках. Поддержали нас в этом и родители: семья Яшиных (5-а) представляла инновационную площадку «Мама, папа, я – спортивная семья», семья Филимоновых (5-а, 8-а) – инновационную площадку «От сердца к сердцу – добрые дела», родительница Кузнецова Е. В., 3 кл. участвовала в мастер-классе «Танцующая школа», 10 родителей представляли площадку «Родительский всеобуч».

-          Работая над повышением качества образования, школа внедряет в практику работы новые формы, совершенствует апробированные. Знаковыми событиями в данном направлении явились участие в районном в/м, посвященном 200-летию открытия Царско-сельского лицея, смотр знаний «Край мой Сердобский» (5-7 кл.), учитель Тоичкина Л. В. в/м, посвященное героям войны 1812 года, а также тематические и итоговые классные часы. Цель таких мероприятий – это поднятие престижа образования, стимулирование на успех, саморазвитие личности.  На данном этапе актуальность реализованных мероприятий достаточно высока, на это указывают заинтересованность учеников и педагогов. Все это способствует сплочение классных коллективов, развитию творческих и индивидуальных способностей школьников, формированию активной жизненной позиции.

-          Практически все классные руководители приняли участие в Интернет-конкурсах по различным темам: православие, литературные, исторические, по предметам, патриотические, экономические, информационные и другие, привлекая определенную категорию участников.

Деятельность учащихся в рамках данных проектов уже само по себе является стимулом к участию в общешкольных делах. Кроме того, воспитывается чувство ответственности за свой класс, что усиливает мотивацию и дает установку на качество.

Приоритетом в деятельности ОУ этого года остается направление, поддерживаемое областным правительством, «Обучение через предпринимательство», «Промышленный туризм». Многие педагоги включились в данный процесс, среди них выделяются Ситникова Г. М., Храмова А. В., Голтаева Н. В., Морозова Т. В., Кочетова Н. И..  Достаточно информативно, тематически выдержано, с использованием различных форм (конкурсы, игры, экскурсии, мастер-классы и другие) была представлена воспитательная работа во время проведения Недели предпринимательства. Педагоги пополнили методическую копилку на мастер-классе школьного этапа,  проведенном педагогами Ситниковой, Храмовой и Голтаевой.  9-а с учителем Храмовой А. В. представлял свой проект на районном конкурсе защиты проектов  «Обучение через предпринимательство». Работа освещалась на школьном сайте. Среди традиционных форм по-прежнему остается школьная ярмарка, которая ярко представляет союз учеников, родителей и учащихся.

Укреплению связи семьи и школы  способствует работа с родителями, цель которой дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.

Этому способствовали и активные формы работы с семьей. В ОУ проведены тематические встречи с родителями. Филимонов А. П. принял участие в районном в\м, посвященном Дню Победы с песней «Беловежская пуща». Активность проявляли председатель родительского комитета Подгорнова Н. А., члены общешкольного родительского комитета  Щетинина Т. А., Кузнецова Е. В., Кудякова О. А., член Совета старейшин Каткова В. А., Кутулин В. Я. и некоторые другие. Все это свидетельствует о тесном взаимодействии семьи и школы, о развитии этих отношений, об обогащении такого сотрудничества новым опытом и новыми связями. Поэтому участие школы в работе областной инновационной площадки «Взаимодействие семьи и школы» получило заслуженное одобрение присутствующих.

Исходя из потребностей школьной жизни, при ОУ созданы общественные объединения: Совет Отцов, Совет Старейшин, Родительский комитет, Совет профилактики. Все общественные структуры осуществляют свою деятельность согласно Положению, Плану работы, однако педагогическое руководство принадлежало администрации школы.

В течение всего учебного года благодаря тесному взаимодействию планово решались вопросы, связанные с профилактикой правонарушений среди подростков ( и здесь заслуживает внимание работа Совета профилактики, которая проводилась строго по плану), оказание материальной помощи школе, организации досуга и дежурства на школьных и районных вечерах, организации рейдов в места массового скопления молодежи. Все это, безусловно, влияет на совершенствование работы в ОУ.

 Однако остаются вопросы, над которыми необходимо работать, а именно: уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах оставался по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, их успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально. Поэтому внутри класса необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.

 

В программе деятельности школы приоритетом остается проект «С верой в будущее».

Я повторюсь, но ещё раз назову статистические данные. На конец 2011-2012 учебного года на учете в ПДН состояло 8 учащихся:

Скорляков Роман, Пестов Н. – 11-б кл;

Громова Елена, 9-а кл.;

Исаева Елена, 9-б кл.;

Мягкова Надя, 8-б кл.;

Сердюкова Юлия, 7-а кл.;

Дементьева Кристина, Заломов Иван, 8-а кл

Причины постановки на учет типичные: нарушение закона Пензенской обл. о пребывании подростков в вечернее время без сопровождения взрослых, распитие спиртных напитков, драки, воровство.

На учете в ВШУ состояло 19 человек по причине пропусков уроков, нарушения Устава школы, мелкое хулиганство. 30 детей проживают в неблагополучных семьях. Эти данные указывают на серьезность и важность проблемы профилактики и мотивируют педагога на системность, индивидуальность и творчество в работе.

В течение учебного года традиционно вся профилактическая работа планировалась и реализовалась по следующим циклам: осень – профилактика ДТП и асоциального поведения подростков, зима – профилактика наркомании и СПИДа, весна – профилактика асоциального поведения, ДТП и суицида несовершеннолетних, занятость детей в летний период, лето – организация летней занятости подростков. Данный опыт работы имеет свою структуру, содержание, особенности. В практике работы имеются тематические дни, встречи за круглым столом, спортивные соревнования. Ярким примером может служить акция «Мы за НЕ-зависимость» для учащихся 5-11 классов, состоявшаяся в декабре 2011 года с участием  инспектора ПДН Деминой Е. В.. В течение года все школьники приняли участие в тематических классных часах, школьных мероприятиях как спортивной направленности, так и пропаганды ЗОЖ и профилактики правонарушений.

Ряд мероприятий о здоровом образе жизни («Здоровым – быть здорово», встреча артистами Пензенской филармонии, участие в тематической проектной деятельности, совместные мероприятия с РКЦСОН «Между нами девочками говоря» для учащихся группы риска и другие) способствовали решению  вопросов профилактики правонарушений среди подростков.

Однако не все формы, апробируемые в прошлом, использовались в истекший период. Это касается пикетирования торговых точек, распространяющих алкогольную и табачную продукцию, и изучения правил дорожного движения непосредственно на проезжих дорогах. Лозунг «Дети – не тара для пива» как нельзя  кстати подходит для нашего микрорайона, соцопрос на дорогах способствовал бы изучению проблемы профилактики ДТП в непосредственной деятельности. Это стало бы очередным напоминанием работникам торговли о недопустимости нарушения закона о продаже алкоголя. А дети могли получить очередной урок гражданской позиции и ответственности.

Особое внимание уделено информационной работе по законодательным актам в сфере воспитания и ответственности родителей за воспитание своих детей. Для этого на классных собраниях и классных часах рассмотрены статьи из Семейного Кодекса, выдержки из закона Пензенской области №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных  правонарушениях». По каждому случаю составлен протокол, имеются подписи детей и родителей.

Система традиционных дел,  в рамках решения задачи по формированию нравственных качеств у учащихся и в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков,  реализовалась в полном объеме:

 - оформлялась необходимая нормативная база на ученика, состоящего на внутришкольном учете и на учете в ПДН;

-  в системе рассматривались текущие вопросы, вопросы постановки учащихся на внутришкольный учет, снятия с учета, корректировался план работы по профилактике;

- наблюдалось системное отслеживание занятости учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН, в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях;

- организация заседаний Совета профилактики с целью работы с неблагополучными семьями проводилась планово.

На совещании при директоре ставился вопрос о рассмотрении реализации школьной программы «Неблагополучная семья», в том числе и о систематизации документации по работе с такими семьями. И здесь ещё много предстоит вложить собственного труда, чтобы привести всю номенклатуру дел в порядок.

Немаловажное значение за последнее время приобретает посещение семей по месту жительства, которое позволяет организовать погружение в социум подростка как одну из перспективных форм работы с семьей и воспитанником. За истекший период силами педагогов, родителей, совместно с инспектором  Деминой Е. В., родительским активом было организовано более 116 посещений на дому учащихся. Среди классных руководителей, добросовестно заполняющих журнал учета посещений, выделяются Кузнецова О. А., Ситникова Г. М., Морозова Т. В., Храмова А. В., Кочетова Н. И., Соломина Л. А., Гладкова Т. В..

Педагог

Количество посещений/записей

Морозова Т. В.

20

Козина Л. В.

18

Ситникова Г. М.

11

Храмова А. В.

9

Кочетова Н. И.

7

Кузнецова О. А.

7

Соломина Л. А.

7

Гладкова Т. В.

7

Голтаева Н. В.

7

Ихянова Т. В.

5

Щепетихина Л. А.

3

Масловская Л. А.

2

Манышева Г. В.

1

Жукова Н. В.

1

Ни одной записи не сделано педагогами Комаровой, Лапшиной, Самородовой, Жуковой, Дацковым, Мельниковой. Работа со школьной документацией – это часть педагогической деятельности, работа с документацией по профилактике правонарушений – одна из значимых её составляющих.

             В связи с вышеизложенным предстоит в новом учебном году:

- больше внимания уделить правовому всеобучу,

- провести более глубокие исследования по выявлению детей, склонных к девиантному поведению, суициду, бродяжничеству;

- администрации школы продолжить  методическую учебу классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям, и их родителями;  

-классным руководителям усилить индивидуальную работу с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации.

Имея особый статус именной школы, наше образовательное учреждение активно реализует собственный проект «Равняемся на Героя». В системе проводятся тематические классные часы, внеклассные мероприятия, используются различные формы и методы в работе, среди них: вечера встреч, мастер-классы, исторические гостиные, митинги, экскурсии в школьный музей. С учетом этого направления школу знают, ценят и продвигают для пропаганды накопленных знаний и опыта.

По решению администрации района именно мы являлись авторами сценария, посвященного закладке камня воинам, погибшим в локальных конфликтах, сценарий «Свеча Памяти» стал лучшим на районном конкурсе, традиционно наша школа открывает Турнир памяти А. Каляпину, 2-й год виртуальная экскурсия по музею для жителей Сердобского района накануне 9 мая является частью общего районного плана празднования Дня Победы. Школа участвовала в областном патриотическом фестивале «Героев памяти верны», а также соответствующий материал по реализации программы «Патриотическое воспитание молодежи на 2010-2015 годы» был отправлен летом 2012 г. в г. Москва на Всероссийский конкурс.

Внутренняя работа школы также обогащается новыми формами и содержанием, совершенствуются традиционные виды деятельности. Так, на достаточно высоком уровне был организован конкурс патриотической песни, охвативший учащихся всех классов. Однако требует обратить внимание на качество исполнительского мастерства, привлекая одаренных детей к занятиям по вокалу.

Принята собственная школьная программа по патриотическому воспитанию школьников, основанная на общероссийской и областной соответствующих программах. Адаптирован под неё и проект «Равняемся на Героя». Впервые была создана школьная программа духовно-нравственного воспитания школьников в традициях казачества, которая уже апробируется в ОУ. На базе 2-го класса сформирована группа кадетов казачьей направленности. Определенные результаты имеются: проводились занятия по строевой подготовке, этикету, танцам. Не всё получилось, однако уже имеется опыт, создана мотивация, впереди усиление контроля  и оказание методической помощи со стороны администрации, представителей казачьего общества и введение новых дисциплин за счет кадрового подбора.

Одно из центральных мест по патриотическому воспитанию школьников занимает деятельность школьного музея, возглавляемого на сегодняшний день Тоичкиной Л. В.. Выстроенная ею работа, имеет четкие цели, достижение которых способствует росту интеллектуального потенциала школьников, формированию их патриотического самосознания. Все мероприятия, организованные Тоичкиной Л. В. (некоторые из них: митинг жертвам репрессий, конкурс «Пройдись по Сердобскому краю», экскурсии в школьный музей и другие), отличались глубиной, основательностью, исторической правдой. Планово организовывались фотовыставки «В объективе фотоаппарата», которые охватили как различные темы, так и различные возрастные группы учеников, учителей, родителей. По итогам 2010-2011 учебного года школьный музей в областном конкурсе «Патриоты России» занял 2 место и был награжден видеокамерой, которая была получена осенью 2011 года. Создана летопись о выпускниках «Они служат Отечеству», которая имеет отражение на школьном сайте.

По итогам областной проверки по линии военкомата работа по патриотическому воспитанию школьников была признана удовлетворительной. Все это указывает на результаты работы, неформальный подход в деятельности, личную заинтересованность педагогов соответствующего профиля.

 С целью усиления работы по патриотическому воспитанию учащихся в новом учебном году ставятся следующие задачи:

 – усиление работы музейного актива,

- разработка новых поисково-исследовательских маршрутов и направлений с учетом сотрудничества с Сердобским станичным Казачьим обществом;

- усиление работы с общественными структурами (казачеством, отделом по молодежной политики, культурой и т. д.).

Огромное значение в формировании личности ребёнка имеет сфера дополнительного образования. Она является фактором в развитии способностей школьников, их творческих инициатив, самореализации и, безусловно, приобретает огромное значение в профилактике асоциального поведения подростков. Занятия в сфере дополнительного образования позволяют решать определенные задачи и получать соответствующие результаты:

  • Во-первых, обеспечена доступность второго образования;
  • Во-вторых, получение документа о втором образовании расширяет возможности выпускника;
  • В-третьих, происходит изменения социальной значимости подростка, что является самым значимым компонентом в сформированности качеств личности.

Согласно результатам, общий процент занятости школьников на 2011-2012 учебный год составил 97%, что выше уровня прошлого года на 2%. 3% (10 человек) не посещали объединения дополнительного образования по состоянию здоровья (4 чел.), удаленности места жительства (2 чел.), по семейным обстоятельствам (2 чел.), подготовительные курсы (1 чел.).

По возрастным ступеням занятость выглядит следующим образом:

¨      1-4 кл. – 100%

¨      5-9 кл. – 96%

¨      10-11 кл. – 100%

Ниже общешкольного уровня в классах: 9-а (88%)

Картина занятости детей по учреждениям следующая:

  1. МОУ ДОД ЦДТ г. Сердобска – 36%;
  2. МОУ ДОД ЦДОД – 3%
  3. МОУ ДОД ДХШ (выездные классы) – 9%
  4. МОУ ДОД ДЮСШ –11%
  5. МОУ ДОД ДМШ (выездной класс) –  10%
  6. МОУ СОШ им. А. В. Каляпина с. Пригородное (спорт) – 54 человек (16%):
    1. Легкая атлетика – 16 человек
    2. Спортивные игры, ОФП, бокс – 38 человек
    3. МОУ СОШ им. А. В. Каляпина с. Пригородное:

музей  – 14 человек, д/о «Лидер» - 17 чел..

Итого школа охватывает сферой д/образования 26% школьников

  1. БДЦ с. Пригородное – 6%
  2. МОУ ДОД СЮН – 8%

10.  ДИ, МДК – 4%

11.  ФОК – 5%

12.  МУ РКЦСОН – 4%

13.  Бассейн – 3%

 

 ОУ и ЦДТ г. Сердобска являются ведущими учреждениями, обеспечивающими наиболее высокий % занятости детей.

Стабильно, с хорошей посещаемостью работали спортивные секции от школы (рук-ли Ихянова Т. В., Филиппов С. В., Тюрин В. К.).  Велось обучение по программе ФГОС в 1-х классах. Итоги первого года обучения требуют тщательного анализа, однако данный старт позволил расширить возможности образования на начальном этапе обучения. На базе школы стабильно работали музыкальное объединение «Наигрыш» (Медведева С. Н.) от ЦДТ, хорошее впечатление о себе оставило объединение «Керамика» (Панфилова В. И.), выездной класс от ДХШ. Однако театральное объединение «Мир фантазии», возглавляемое педагогом Соломиной Л. А. по сравнению с прошлым годом снизил свою активность. В течение учебного года были оформлены новые стенды, отражающие жизнь детей в объединениях д/образования. Это сыграло позитивную роль в области рекламы и эстетического оформления школы.

Не удовлетворяла работа выездного класса от ДМШ (танцы), наблюдался отсев детей. Во избежание озвученных недостатков, в предстоящем учебном году необходимо спланировать деятельность д/образования таким образом, чтобы были максимально удовлетворены потребности учащихся и их родителей.

Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы и является мощным средством в развитии детей и подростков. За последние годы данная работа занимает лидирующее положение в организации досуга учащихся, пропаганде ЗОЖ, развитии физического совершенства. Наши школа единственная в районе сельская школа явилась участником всех районных спартакиад (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, допризывная молодежь, уличный футбол, лыжи, по некоторым видам имеются призовые места). Школа активно принимает участие в именных турнирах и соревнованиях, в том числе и в турнире памяти выпускника школы А. Каляпина. Как положительный результат отмечается проведение Губернаторских тестов для учащихся 1-11 классов, акций «Массовая зарядка: сделай 1-й шаг» и «Подтянись»,  соревнований по теннису и баскетболу, организованные как в учебное время, так и в дни школьных каникул. Однако следует активизировать работу преподавателям соответствующего профиля в месячник по военно-патриотической и спортивно-массовой работе.

В связи с вышесказанным в новом учебном году выдвигаются следующие задачи:

-           ввести в деятельность ОУ внутриклассные соревнования по различным игровым видам спорта

-          Усилить взаимодействие с родителями по вопросам совместного активного отдыха детей и родителей;

-          Организовать пропаганду спорта через доску Почета, тематические стендовые материалы;

-          Активизировать роль детского Совета физической культуры.

Каникулы – это особое время у школьников, где занятость приобретает особую значимость. На протяжении нескольких последних лет в ОУ реализуется комплексная программа «Каникулы», согласно которой и планируется вся воспитательная работа. Каникулярное время представлено спортивными, досуговыми, интеллектуальными видами деятельности. Средняя занятость учащихся в осенние, зимние и весенние каникулы составила 25%.    Но особое место во время школьных каникул отводится летнему времени.

Лето – это уникальный период  в жизни ребёнка, когда формируется заряд положительной энергии и эмоций, которые так необходимы для формирования физического, морального и психологического здоровья несовершеннолетних.

Работа по планированию и организации жизни школьника в летний период в ОУ поставлена на должном уровне. Согласно плану работы школы уже с марта текущего года началась комплексная  работа по организации летней оздоровительной кампании «Лето – 2012», в результате чего:

  1. Проведены тематические совещания при директоре по подготовке школы к летнему сезону, изданы соответствующие приказы;
  2. Организована запись учащихся по заявлению родителей в пришкольный лагерь;
  3. В каждом классном коллективе проведены родительские собрания, где каждый присутствующий был проинформирован по всем вопросам, касающимся отдыха ребёнка, правовые аспекты в части ответственности родителей за своего ребёнка, оформлены «говорящие стенды»
  4. В этот же период  происходило комплектование штата лагеря кадрами.
  5. С участием школы уже 2-й год заключаются договора родителей  с Росгосстрахом на период работы пришкольного лагеря, а некоторые родители заключили на все 3 летних месяца
  6. Немаловажное значение уделялось планированию работы в летний период: составлены планы прохождения летней практики, планы воспитательной работы оздоровительной спортивной площадки, воспитательной работы с учащимися на летний период

 Все принятые планы дают свои результаты.

Так, за июнь 2012 года в пришкольном лагере отдохнуло 47 ребятишек, из них 3 ребёнка состоят на учете ВШУ, лагерь работал в полную смену, были организованы сон, трехразовое питание, налажено сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и культуры. Начальник пришкольного лагеря Лапшина В. М. творчески продолжила школьные традиции. Под её руководством жизнь в лагере была четко спланирована, творчески организована с максимальным учетом интереса детей. Дети находились под постоянным контролем  воспитателей, вожатых, которые проводили для них познавательные, развлекательные, спортивные мероприятия, экскурсии.

Работа оздоровительной спортивной площадки в июне под руководством Тоичкиной Л. В. и Пузряковой О. В. учетом температурного режима начиналась с 17.00. В среднем ежедневно в вечернее время на площадке находилось 15 человек. С ребятами организовывались соревнования по футболу, игры на воздухе, ребята приняли участие в организации Олимпийского дня. В июле за работу спортивной площадки отвечали преподаватель ФЗК Филиппов С. В.,  он же курировал участие детей в районных соревнованиях по дворовому футболу по двум возрастным группам. Август отдан на откуп учителям Ихяновой Т. В. и Кожевниковой Н. В.. Работа спланирована, до сведения детей доведена.

       В летний период школьники проходят производственную практику по благоустройству школы. Ребята занимаются побелкой цоколя, прополкой травы, поливом клумб и огородных грядок. Ежедневно в таких работах участвовали до 16 школьников. Для подростков во время летней практики спланирована и воспитательная работа. Классные руководители обязаны организовать для подростков в течение практики по 2 общешкольных мероприятия: на должном уровне была поставлена работа педагогами Кочетовой Н. И., Жуковой Н. В., Голтаевой Н. В. К сожалению, были и такие моменты, преподаватели не всегда самостоятельно, без напоминая проводили мероприятия в своих классах.

Продолжается работа по организации подростков во временном трудоустройстве от Центра занятости с предоставлением рабочих мест в ОУ. За июнь-август всего трудоустроено 14 человек:

- июнь – 9 чел.;

- июль – 5 чел..

Предпочтение отдается детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: Мягкова Н., Дементьева Кр., Заломов И. – учет ПДН, Косолапова Н. – учет по программе ДЕСОП и т. д.  Наблюдается укрепление связи с МУ РКСЦОН, в течение лета были организованы совместные рейды в семьи со сложной жизненной ситуацией. Многие дети по рекомендации ОУ посетили загородные лагеря. Подростки в течение лета участвовали на благотворительных работах по восстановлению местной церкви Казанской Божьей Матери, работали в лесхозе, трудоустраивались у ИП.  В июне месяце, когда проходил аттестационный период учащиеся 9, 11 классов были вовлечены в процесс подготовки выпускных вечеров, тем самым решалась задача занятости детей.  

И ещё одно направление в работе педколлектива. Каждый педагог вовлечен в работу рейдовых групп в места массового купания на реке. Цель такой деятельности: исключить бесконтрольное пребывание детей у воды, т. к. задача безопасности жизнедеятельности ребёнка является приоритетом для педагогического коллектива.

Работа методического объединения классных руководителей, деятельность каждого педагога в отдельности были приближены к требованиям национального проекта «Образования».

Содержание МО в течение учебного года было следующим:

  • Анализ деятельности за прошлый год, составление плана работы МО, плана проведения каникул.
  • Сообщение об основных направлениях и основных делах в наступающем месяце.
  • Обсуждение и анализ проведенных мероприятий.
  • Реализация программ «Ступени», «Выпускник», «Образование и здоровье», «С верой в будущее».

Традиционно в конце 1-й четверти по плану МО проводится День открытых дверей для родителей 5-ков, включенного в программу «Ступени».

Ряд классных руководителей (Кочетова Н. И., Манышева Г. В., Гладкова Т. В., Комарова Г. П., Мельникова В. А.) проводили тематические классные часы согласно плану.

4 четверть по традиции посвящена вопросам итогового периода в жизнедеятельности выпускных классов. Педагоги Храмова А. В., Ситникова Г. М., Щепетихина Л. А., Кузнецова О. А.,, используя свой богатый опыт, наработки передовых педагогических технологий организовали совместно с детьми по-настоящему трогательные, волнующие мероприятия расставания.

Таким образом, подводя итоги в работе МО, следует отметить, что за небольшим исключением работа велась, поставленные вопросы рассматривались.

Работая над реализацией задачи «Содействие формированию благополучного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе» немаловажное значение имеет роль учителя в организации внешкольных мероприятий. В начале учебного года каждый класс получил свое конкретное дело, реализация которого заслуживает позитивной оценки. На суд зрителей были представлены интересные методические находки, творческое воплощение педагогических идей, что способствовало формированию эмоционального настроя. Это следующие мероприятия:

 День Учителя (11-б), Осенний балл (9-а), Бал-Маскарад (11-а), Встреча с выпускниками (9-б кл.), 8 Марта - ДОЛ.

Одним из источников сбора информации является контроль. Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. В прошедшем учебном году план внутришкольного контроля включил в себя следующие вопросы:

¨      Содержание планов воспитательной работы классных руководителей;

¨      Работа классных руководителей по вовлечению учащихся в кружки и клубы по интересам;

¨      Методика проведения утренней зарядки на здоровье ребёнка, деятельность преподавателей ФЗК пот пропаганде ЗОЖ;

¨      Анализ уровня здоровья детей;

¨      Вопросы преемственности и адаптации учащихся по программе «Ступени»;

¨      Мониторинг деятельности классного руководителя в рамках национального проекта «Образования»;

¨      Методика проведения Губернаторских тестов;

¨      Работа классного руководителя по профилактике правонарушений среди подростков;

¨      Организация летней занятости школьников и ряд других вопросов.

Поставленные темы в течение года исследовались через наблюдение, посещения, анкетирование, индивидуальные беседы с педагогами, учениками, родителями. Выявленные особенности отражены в справках, доведены до сведения педагогов.

Во время посещений особое внимание обращалось на создание в классных коллективах атмосферы взаимосотрудничества, на реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитании, на создание ситуации успеха в процессе педагогического взаимодействия.

Учитывая вышеизложенное, считаю, что целевая установка 2012-2013 учебного года должна содержать в себе качество отношений между всеми участниками образовательного процесса. В рамках требований концепции «Наша новая школа» этому отводится центральное место, т. к. считается, что  современная школа – это целевая открытая площадка инновационного пространства.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОГО   2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА.   

  

http://narod.ru/disk/59879381001.7bba46d802816bda8971c088781f244f/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%202012.doc.html

                          

Бесплатный хостинг uCoz